Гайдо Елена Владимировна

ФИО: Гайдо Елена Владимировна
Должность: учитель-дефектолог
Образование: высшее
Специальность: дефектология (олигофренопедагогика) с дополнительной специальностью Логопедия
Курсы повышения квалификации: "Организация работы с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО" 2015 год; "Проектирование и реализация ОПОП магистратуры по направлению подготовки "Специальное (дефектологическое) образование" (Учитель-дефектолог), предполагающих углубленную профессионально-ориентированную практику студентов в условиях сетевого взаимодействия", 2015 год
Квалификационная категория: высшая, награждена нагрудным знаком "Почетный работник общего образования Российской Федерации"
Общий стаж работы: 26 лет
Педагогический стаж: 24 года

   

Театрализованные игры

 в коррекционной работе с  дошкольниками c  интеллектуальной недостаточностью.

Презентация Комплексная система использования театрализованной игры в работе с дошкольниками с ОВЗ

Использование игровой деятельности для коррекции особенностей развития детей является актуальной проблемой  современной специальной психологии и педагогики. Театрализованная игра как вид игровой деятельности обладает большим коррекционно-развивающим  потенциалом, поэтому ее систематическое использование в работе с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью  способствует их разностороннему развитию и преодолению недостатков познавательной, эмоциональной, личностной сфер.

Занятия «В мире сказки» - дополнительная форма организации коррекционно-воспитательной работы в нашем учреждении.  Их  проводит учитель-дефектолог один раз в неделю с подгруппой детей. Каждое художественное произведение проигрывается 4 раза в месяц с использованием  разных видов театра.

Разработанная нами методика проведения занятий «В мире сказки» основываются на комплексном подходе, предполагающем:

- организацию пространственно-развивающей среды («Комната Сказки»);

- направленность на развитие мотивационно - потребностной сферы детей;

- ознакомление воспитанников с окружающим миром, формирование способности к  моделированию и символизации в обучающих играх;

-  осуществление индивидуального и дифференцированного подхода;

- ступенчатую работу по формированию различных видов театрализованной игры.

В работе с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии особо значимыми являются задачи, связанные с их социально-личностным  развитием, которое предполагает:

 - развитие навыков взаимодействия в доступных видах социальных отношений;

- формирование представлений ребенка с ограниченными возможностями о себе и социальных отношениях;

 - формирование игровой деятельности;

 -формирование навыков самообслуживания, жизнеобеспечения и здоровьесбережения;

  - формирование представлений об окружающем мире, ориентации в среде и навыках безопасного поведения.

Данные задачи решаются  в процессе проведения театрализованных игр-занятий «В мире сказки».

Занятия «В мире сказки» помогают детям адаптироваться к условиям дошкольного учреждения.

 «Комната Сказки», в которой проводятся театрализованные игры, оформлена декорациями, моделирующими человеческое, животное и растительное царства. В зависимости от времени года, от сюжета произведения  интерьер комнаты меняется. На одной из стен комнаты располагается зеркальное панно, необходимое для формирования у детей представлений о себе в различных состояниях, наблюдения за пантомимическими и мимическими действиями.  Комната оснащена также техническими средствами обучения.

Разнообразное содержание на занятиях обеспечивается игровыми атрибутами для театрализации:

-  игрушки для настольного театра; плоскостные предметы-заместители;

-  пальчиковый театр (вязаные куклы);

-  театр на  деревянных ложках;

-  теневой театр;

- театральные куклы би-ба-бо (представляющие собой мягкие игрушки, удерживаемыми руками);

-  костюмы для драматизаций сказок: передники, шапочки-обручи, маски и др.

          

В совместной деятельности с детьми учитель-дефектолог предлагает различные игры-занятия: отобразительные игры, игры-драматизации, режиссерские игры по сюжетам сказок. Педагог также использует дидактические игры, направленные на развитие всех психических процессов, эмоциональное развитие, развитие речи, общей и мелкой моторики, связанные по смыслу с сюжетом выбранного произведения.

Каждое занятие  включает следующие элементы:

1. Введение детей в игровую ситуацию с помощью волшебного клубка, дорожки, ковра-самолета и т.п.

2. Прослушивание произведения (сказки): рассказ педагога, аудиозапись, просмотр видеофильма с записью сказки.

3.  Беседа о содержании сказки с элементами психогимнастики;

4.  Упражнения на расслабление, отдых.

5.  Игра-драматизация по произведению с использованием театральных костюмов, кукол.

6.  Игры и игровые упражнения  на основе предметно-практической деятельности.


Мои публикации


                                            

                                             

                                                    


Родителям на заметку

Родители являются активными участниками педагогического процесса в ГБДОУ. По ознакомлению родителей с системой работы по  театрализованной деятельности проводятся экскурсии в комнату «Сказки», также родители знакомятся с развивающей предметно-пространственной средой (центрами театрализации) в группах. Учителем - дефектологом и педагогом - психологом проводятся консультации: «Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью»,  «Роль  театрализованной игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью», мастер-классы и  совместная деятельность родителей  с детьми и педагогами: театральные постановки.                

                           

Организуем домашний театр

- дома лучше начинать с разыгрывания маленьких сценок или маленькой сказки, постепенно усложняя произведения;

- необходимо организовать пространство, где можно «поиграть» в сказку (театральная коробка, стол или ширма);

- для театрализованной  игры можно использовать резиновые, мягкие и пластмассовые игрушки, мелкие игрушки из киндеров,  готовые пальчиковые куклы, куклы-рукавички, куклы би-ба-бо, маски;

- использование  самодельных актеров-кукол: это  фигурки из ткани, ниток,  бумаги и картона, проволоки, героев сказок можно прикрепить на палочку (карандаш) или использовать  фигурки с колечками, которые надеваются ребенку на палец; фигурки, сделанные из бросового материала (использованных коробок, упаковок) и природного материала;

- для игр - драматизаций можно использовать также элементы одежды (косынки, платки, перчатки и т.д). 

Играем в сказку

Дидактические игры

Рекомендуемая литература

От теории к практике

3 октября 2017 года в концертном зале администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга состоялось праздничное мероприятие, посвященное Международному дню учителя. На праздник были приглашены руководители образовательных учреждений района, победители профессиональных конкурсов, педагогические работники. В ходе церемонии также были награждены обладатели Премий Правительства Санкт-Петербурга и победители городских и всероссийских конкурсов.

Благодарственное письмо за большие заслуги в обучении и воспитании подрастающего поколения, целеустремленность и преданность профессии  вручили учителю - дефектологу нашего дошкольного учреждения Гайдо Елене Владимировне.

                                                     

11 мая 2017 года учитель-дефектолог  Гайдо Е.В. провела открытое занятие для педагогов ГБДОУ «Путешествие по городу». Занятие направлено на формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об окружающем мире. В процессе занятия были закреплены первичные представления о городе, о транспортных средствах, правилах дорожного движения и навыках безопасного поведения на улице. 
Совместная деятельность детей способствовала формированию коммуникативных умений, способности взаимодействовать друг с другом и взрослым; развитию социальных взаимоотношений.

  


19 апреля 2017 года в ГБДОУ состоялся семинар для студентов РГПУ им.А.И.Герцена «Организация коррекционно-развивающей помощи детям с интеллектуальной недостаточностью». 
       Учитель-дефектолог Е.В. Гайдо, музыкальный руководитель О.В. Федорова и дети подготовительных групп познакомили гостей со сказкой Б. Житкова «Храбрый утенок» (театр фигурок на палочке).


«Будь здоров, малыш»! Проект с таким названием в старшей группе №3 завершился 16 февраля. Участниками музыкально-игрового занятия по сказке К.Чуковского «Мойдодыр» были воспитанники группы, родители, учитель-дефектолог Гайдо Е.В. , воспитатель Тулина Л.Л., музыкальный руководитель Федорова О.В. Родители загадывали детям загадки о принадлежностях для умывания и гигиены, танцевали и пели песни, участвовали в эстафете. Все вместе отмывали главного героя сказки и получили в подарок от Мойдодыра мыльные пузыри.


3 февраля 2017 года дети старшего дошкольного возраста, учитель-дефектолог Гайдо Е.В., педагог-психолог Гультяева О.А. и музыкальный руководитель Федорова О.В. показали театрализованное представление воспитанникам детского сада. Дети познакомились с двумя медвежатами и хитрой лисой из венгерской сказки «Два жадных медвежонка». Закончилось представление любимыми хороводами и танцами с друзьями.

                                                     


В период с 5 октября по 25 ноября 2016 года учитель - дефектолог ГБДОУ - детский сад №97 компенсирующего вида Фрунзенского района  Гайдо Елена Владимировна приняла участие в городском конкурсе педагогического мастерства «Специалист сопровождения детей  с ОВЗ – 2016». Учредителями конкурса является Комитет по образованию Санкт-Петербурга и Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования  Санкт-Петербургская академия  постдипломного педагогического образования (СПб АППО). Конкурс направлен на развитие творческой деятельности учителей-логопедов и учителей-дефектологов по обновлению содержания сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Конкурс проводился по двум номинациям: «Учитель-дефектолог- 2016», «Учитель-логопед – 2016». В программу заочного этапа Конкурса входило конкурсное задание «Представление инновационного педагогического опыта работы» в виде описания собственной системы работы по теме  "Комплексная система использования театрализованной игры в работе с дошкольниками с ОВЗ". Программа первого тура очного этапа включала «Творческую презентацию системы работы педагога» и «Представление видеозанятия с обучающимися с ОВЗ». 


                         


Программа второго тура очного этапа «Мастер-класс с обучающимися дошкольниками» проходила в образовательной организации Санкт-Петербурга, выбранной оргкомитетом Конкурса. 


                            


По результатам конкурса Елена Владимировна награждена дипломом Лауреата Конкурса Санкт-Петербурга «Специалист сопровождения детей  с ОВЗ – 2016». Церемония награждения проходила в рамках работы Всероссийской научно-практической конференции «Я в мир удивительный этот пришёл…»  7 декабря 2016 года.

                    

 

          29 апреля 2016 года в первой подготовительной группе завершился проект «Мой город-Санкт-Петербург». Участниками комплексно-тематического занятия были воспитанники группы, учитель-дефектолог Гайдо Е.В., воспитатели Тулина Л.Л., Малькова Н.В., музыкальный руководитель Федорова О.В. Дети познакомились с презентацией, отгадывали загадки о достопримечательностях города, рассказывали стихи и пели песни о любимом городе, исполняли танцы и играли. Совместная деятельность педагогов и детей была посвящена Юбилею детского сада. Красочная коллективная работа «Наш любимый детский сад» была выполнена с использованием фигурок оригами.

                                  



Дошкольное детство пролетело незаметно... И вот, наши дети - уже на пороге школы! Мы плодотворно трудились на протяжении трех лет и даже побывали в сказочной "Лесной школе". Мы учились быть трудолюбивыми, смелыми, внимательными, дружными. Итогом явилась совместная игровая деятельность детей и родителей "Сказочный урок в Лесной школе" в 1 подготовительной группе.

       


27 января 2016 года в учреждение проведен семинар-практикум  для специалистов групп  компенсирующей направленности  Фрунзенского района Санкт - Петербурга  «Социально-коммуникативное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе театрализованных игр».

Заведующий  образовательной организации А.В. Алексеева познакомила гостей с условиями, созданными для проведения коррекционно-развивающей работы в комнате «Сказки». Учитель-дефектолог Е.В. Гайдо с воспитанниками 1 подготовительной группы показали теневой театр по сказке В.Злотникова «А что ты умеешь?», с детьми 3 средней группы - театр с деревянными ложками по сказке М. Каминской «Кто разбудит солнышко?» Елена Владимировна ознакомила специалистов с системой работы по театрализованной деятельности.

        




        16 ноября 2015 года в учреждении состоялась встреча со слушателями курсов повышения квалификации Академии постдипломного педагогического образования Санкт-Петербурга. В ходе встречи слушатели курсов познакомились с особой организацией процесса обучения детей с ОВЗ, предметно - развивающим пространством ДОУ, возможностями использования полифункционального и интерактивного оборудования.  

       Елена Владимировна провела коррекционно - образовательную деятельность с детьми подготовительной группы по социально-коммуникативному развитию с использованием театральных кукол:"Дорожные знаки- наши помощники". Занятия способствовало обогащению представлений детей о себе и социальных отношениях, об окружающем мире, совершенствованию способности взаимодействовать друг с другом и взрослым.

                                                 


В РГПУ имени А.И. Герцена 27 марта 2015 года учителя – дефектологи  детского сада приняли участие во Всероссийской научно-практической конференции  «А.Н. Граборов и современное образование детей с интеллектуальной недостаточностью».  По  материалам семейного архива выступила внучка  А.Н. Граборова - Наталья Сергеевна Граборова. В университете открыли  аудиторию имени А.Н. Граборова.

На заседании круглого стола «Современные проблемы образования дошкольников с интеллектуальной недостаточностью»  выступила учитель-дефектолог Гайдо Елена Владимировна  «Социально-коммуникативное развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью  в процессе театрализованной игры».

                                          


Формирование социальных знаний - основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, представлений о пожарной безопасности решаются  в различных видах деятельности  в учреждении компенсирующего вида. 25 марта 2015 года проведено комплексно тематическое мероприятие  с детьми старшего дошкольного возраста «Детство без пожара». Учитель-дефектолог Пурина  Ю.Е. подготовила презентацию: «Правила эти- взрослым и детям», воспитанники 1 подготовительной группы, учитель-дефектолог  Гайдо  Е.В. педагог - психолог Яремич Ю.А. музыкальный руководитель Федорова  О.В. показали кукольное представление по произведению С. Прокофьевой  «Костер  в лесу» для воспитанников дошкольного учреждения.

                                               


«Будь здоров, малыш»! проект с таким названием  в первой старшей группе завершился 25 марта 2015 года показом театрализованной деятельности  по сказке К.Чуковского «Мойдодыр». Участниками мероприятия  были воспитанники группы, учитель-дефектолог  Гайдо  Е.В. , воспитатель Тулина Л.Л., музыкальный руководитель Федорова О.В.,  студентка пятого курса РГПУ им.А.И. Герцена  Виноградова Н.С.

                              


С целью расширения социального опыта воспитанников и повышения компетентности родителей в вопросах развития и воспитания детей учителем-дефектологом Гайдо Е.В., педагогом-психологом Гультяевой О.А. и музыкальным руководителем Федоровой О.В. 2 февраля в первой старшей группе была проведена совместная театрализованная деятельность детей, родителей и педагогов, где они превратились в героев русской народной сказки "Три медведя ".

Совместная театрализованная деятельность способствовала развитию связной речи дошкольников старшего возраста, умению перевоплощаться, брать на себя роли героев сказки, развитию умения понимать эмоции героев сказки; в ходе занятия были созданы условия для групповой сплоченности; формирования положительного отношения друг к другу; для эффективного взаимодействия родителей и детей группы.

                          

           

1 декабря 2014 года учителем-дефектологом старшей группы №1 Гайдо Е.В. и педагогом-психологом Гультяевой О.А. был проведен семинар для родителей на тему:  "Использование театрализованной игры в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью)".

Целью встречи являлось разностороннее знакомство семей воспитанников между собой и с педагогами. Семинар направлен на расширение представлений родителей об особенностях развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, о театрализованной игре, как средстве социально-личностного развития данной категории детей. 

                                   


В 2011 – 2012 учебном году учитель - дефектолог Гайдо Елена Владимировна и коллектив 1-й старшей группы приняли участие в районном конкурсе педагогических достижений в номинации: «Эффективные технологии службы сопровождения».

Творческий опыт по теме: «Использование театрализованной деятельности в коррекционно-воспитательной работе с детьми старшего возраста с интеллектуальной недостаточностью»  был представлен в три этапа: на первом  этапе участник представила свою кандидатуру в оригинальном костюме сказочницы. Выступление Елены Владимировны сопровождалось наглядным и звуковым материалом.Второй этап - презентация педагогического опыта, раскрывающая систему и особенности коррекционных игр-занятий «В мире сказки».  На третьем  этапе    вниманию членов конкурсной комиссии была представлена совместная театрализованная  деятельность учителя – дефектолога и детей старшего дошкольного возраста по сказке К. Чуковского «Мойдодыр»  с использованием красочного оборудования       предприятия «Альма».

По итогам конкурса Елена Владимировна  награждена дипломом лауреата районного конкурса педагогических достижений в номинации: «Эффективные технологии службы сопровождения».