Гайдо Елена Владимировна
Театрализованные игры
в коррекционной работе с дошкольниками c интеллектуальной недостаточностью.
Технология использования театрализованной игры в комплексной системе работы с дошкольниками с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) - часть адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для данной категории детей. Эта игровая технология позволяет расширить средства коррекционного воздействия на ребенка для его разностороннего развития.
В результате систематического использования театрализованных игр в работе с детьми с нарушением интеллекта решаются задачи их познавательного, эмоционального, речевого и социально- коммуникативного развития.
Занятия «В мире сказки», в основе которых
лежит театрализованная деятельность, проводит учитель-дефектолог Елена
Владимировна Гайдо. Для этого в ДОУ
оборудовано специальное помещение: комната оснащена полифункциональным и интерактивным
оборудованием, ширмами разной величины, техническими средствами обучения:
компьютером, телевизором, DVD-проигрывателем. На одной из стен располагается зеркальное
панно, позволяющее детям видеть себя в различные моменты театрализованных
игр, в моменты наблюдения за своими пантомимическими и мимическими действиями.
Разнообразное содержание на занятиях обеспечивается игровыми
атрибутами для театрализации, это:
- образные игрушки;
- игрушки для настольного театра; плоскостные предметы-заместители;
- пальчиковый театр (вязаные куклы);
- театр на деревянных ложках;
- теневой театр;
- театральные ростовые куклы и куклы би-ба-бо (представляющие собой игрушки, удерживаемыми руками);
- костюмы для драматизации сказок: передники, шапочки-обручи, маски и
др.
Каждое занятие «В мире сказки» включает следующие элементы:
1. Введение детей в игровую ситуацию (с помощью волшебного клубка, дорожки,
ковра-самолета и т.п.)
2. Прослушивание произведения (сказки): рассказ педагога, аудиозапись,
просмотр видеофильма с записью сказки.
3. Беседа с детьми по содержанию сказки с элементами психогимнастики;
4. Упражнения на расслабление, отдых.
5. Игра-драматизация по произведению с использованием театральных
костюмов, кукол.
В учреждении стало традицией под руководством Елены Владимировны и музыкальных руководителей О.В. Федоровой и О.Е. Камышниковой устраивать с детьми старшего дошкольного возраста показы театрализованных представлений для воспитанников и педагогов учреждения.
Родителям на заметку
Родители являются активными участниками педагогического процесса в ГБДОУ.
По ознакомлению родителей с системой работы по театрализованной
деятельности проводятся экскурсии в комнату «Сказки», также родители
знакомятся с развивающей предметно-пространственной средой (центрами
театрализации) в группах. Учитель-дефектолог Елена Владимировна проводит
мастер-классы, родители часто участвуют в театральных постановках и изготовлении атрибутов к театрализованным играм.
Организуем
домашний театр
- дома лучше
начинать с разыгрывания маленьких сценок или маленькой сказки, постепенно
усложняя произведения;
- необходимо
организовать пространство, где можно «поиграть» в сказку (театральная коробка,
стол или ширма);
- для
театрализованной игры можно использовать резиновые, мягкие и пластмассовые
игрушки, мелкие игрушки из киндеров, готовые пальчиковые куклы,
куклы-рукавички, куклы би-ба-бо, маски;
-
использование самодельных актеров-кукол: это фигурки из
ткани, ниток, бумаги и картона, проволоки, героев сказок можно прикрепить
на палочку (карандаш) или использовать фигурки с колечками, которые
надеваются ребенку на палец; фигурки, сделанные из бросового материала
(использованных коробок, упаковок) и природного материала;
- для игр -
драматизаций можно использовать также элементы одежды (косынки, платки,
перчатки и т.д).
Опытом своей работы Гайдо Е.В. делится со специалистами групп компенсирующей направленности: принимает участие в городских научно-практических конференциях, знакомит с опытом работы коллег своего дошкольного учреждения и учреждений Фрунзенского района, слушателей курсов повышения квалификации Санкт-Петербурга. Активно работает со студентами дефектологического факультета (институт дефектологического образования и реабилитации) РГПУ имени А.И. Герцена.
Учитель-дефектолог
Елена Владимировна является членом ТПМПК Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Театрализованные игры, формирование основ безопасности в игровой деятельности – направления, по которым педагог принимала участие в экспериментальной работе и разработке практического материала. Она является соавтором публикаций «Дети на дороге», «Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии». Направление, над которым Елена Владимировна работает сегодня и которое мало изучено, но значимо для развития детей с нарушением интеллекта – «Ознакомление детей с интеллектуальной недостаточностью с родным городом».
Многолетний труд педагога отмечен благодарственными письмами, грамотами и нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации». За активное участие в конкурсах педагогического мастерства Елена Владимировна награждена:
- дипломом 2 степени районного конкурса педагогических достижений в номинации: «Эффективные технологии службы сопровождения» (2003 год);
- 1 премией в номинации «Методика проведения общеразвивающих и коррекционных игровых занятий» - конкурс «Лучшая российская методика практических занятий с детьми на оборудовании предприятия «Альма» (2005 год);
- дипломом Лауреата районного конкурса педагогических достижений в номинации: «Эффективные технологии службы сопровождения» (2012 год);
- дипломом Лауреата городского конкурса «Специалист сопровождения детей с ОВЗ – 2016»
Мои публикации